forex trading logo

Похожие новости

Главная История Авторы-приключенцы
Авторы-приключенцы
12.03.2015 21:22

a-smurfs-319Между тем широко распространено мнение: в детективном произведении, и в приключенческом вообще, самое главное — крепко завязанная интрига, тот самый «острый сюжет», ради которого зритель и штурмует кинотеатры.

Следование, может быть, даже подсознательное, этой концепции погубило и продолжает губить множество замыслов, которые пытались и пытаются воплотить на экране вполне талантливые и опытные люди, стремясь перещеголять друг друга в изобретении кадров поударнее, сюжетных поворотов поострее... Девушка нежится в ванне, а тем временем в квартиру входит убийца, крупный план — руки в перчатках; неизвестное лицо запускает с верхней палубы бутылку шампанского в голову сотрудника уголовного розыска... Кто эта девушка, кто этот убийца? Неизвестно. Никто. Просто острый сюжетный ход, такой острый, что не дай бог порезаться. Нет, на этом пути наш детектив никогда не выберется из болота серости.

Без человеческого содержания или — другими словами — без создания характеров никак не обойтись. Ох уж эти многострадальные характеры, кто бы вас мог рассудить и распутать?! Как только произносится слово «характер», тут же в воздухе, словно джин, выпущенный из бутылки, начинает формироваться убивающий наповал вопрос: а способен ли детектив создавать Печориных, Обломовых, Самгиных? И приходится со вздохом признавать: нет, не способен. И не только потому, что с великими творениями классиков стать вровень трудновато вообще. Дело в том, что приключенцы лепят своих героев собственными методами, по собственным законам.

И хотя нужно подчеркнуть, что законы эти все-таки остаются законами эстетическими, по большей части такие сопоставления просто неправомерны; правда, остросюжетный и социально-психологический романы иногда настолько плотно подходят друг к другу, что их становится трудно разделить, как мы видели на примере Диккенса.

Герой остросюжетного повествования именно в силу тесной привязки к сюжету, к событийности — с ним все время должно что-то случаться — не может, как правило, быть исследованным своими авторами столь скрупулезно, как это мог сделать И. А. Гончаров. У них нет возможности, нет времени полежать с героем на диванчике, чтобы заглянуть в тайные закоулки души, куда можно проникнуть лишь с помощью ненужного для приключений разветвленного психологического анализа, «диалектики души», рефлексии, лирических отступлений и прочих дальних отходов от событийной канвы. Разные жанры пользуются разными приемами типизации, и из того факта, что авторы-приключенцы не способны создавать обломовых, не следует, что они вообще не способны создавать человеческие образы. А между тем из подобного незаконного сопоставления делаются по меньшей мере два столь же незаконных вывода.