forex trading logo

Похожие новости

Главная История Человек, преступивший закон
Человек, преступивший закон
17.03.2015 15:28

a-smurfs-348Перед авторами, затеявшими вывести на экране человека, преступившего закон, возникают, на первый взгляд, несовместимые требования.

Когда конфликт фильма завязан вокруг борьбы преступника и криминалиста, то первый должен быть показан сильной личностью. Я далек от мысли, что «уголовные» фильмы ставятся специально для перевоспитания заблудших душ. Но уж если потенциальный правонарушитель заглянул в кинотеатр, то он должен выйти из него с полной уверенностью в неотвратимости возмездия. А этого впечатления трудно добиться, если его «коллеги» окажутся раззявами, если в фильмах и книгах они будут ронять из карманов вороха трамвайных билетов с отпечатками пальцев и забывать в каждой встречной пепельнице окурки со следами губной помады своих любовниц.

Как же наше кино выходит из этих противоречий? Не всегда без потерь. Преступники должны безусловно вызывать омерзение и презрение, но если пережать, то возникает нечто звероподобное, во что нельзя поверить. При противоположном крене вырисовывается этакий вылощенный господин, разбитной и остроумный. Вернемся за примером к фильму «Возвращение «Святого Луки». «Граф» — одна из оставшихся в памяти ролей так рано умершего Владислава Дворжецкого. Граф — беглый каторжник, как сказали бы в старину, или вор-рецидивист, если воспользоваться современной терминологией. В персонаже Дворжецкого чувствуются твердость характера, незаурядный ум. Смотришь, смотришь и начинаешь удивляться: и этот интересный мужчина в «интеллигентских» темных очках — бандит? В иные моменты ему и вправду сочувствуешь, предположим, когда он общается с действительно гнусным, жалким мошенником Лоскутовым или неверной Полиной. По фильму даже получается, что Граф «пострадал» но своей мягкости — не пожалей он подручного по имени Червонец, может быть, его планы и осуществились бы.

Конечно, все зависит от конкретных обстоятельств. Иногда можно посочувствовать и правонарушителю. Помните «Берегись автомобиля»? Нам ясны мотивы действий Деточкина, похищающего машины, приобретенные на нетрудовые доходы, мотивы бескорыстные, а потому нет ничего плохого в сочувствии герою, отправленному в места не столь отдаленные.

Но тип, который способен варварски, ножом вырезать из рамы бесценное полотно, как это делает Граф, и попытаться вывезти народное достояние за границу, не может рассчитывать даже на малую толику наших симпатий. Времена воров-джентльменов прошли. Впрочем, противоречие в герое Дворжецкого, возможно, из-за незаурядности исполнительского мастерства, воспринимается не как противоречие образа, а как противоречие самого человека, но в более сниженном варианте оборачивается уже прямым просчетом. Например, в фильме Одесской студии «Свидетельство о бедности».

Большинство преступников в этой картине — нечесаные, дегенеративные, уродливые хари, которые прямо-таки кричат по Ламброзо: «Я преступник, я!» Зато контрастом к ним выведен некий Крест в исполнении Б. Хмельницкого. Этот убийца настолько элегантен, настолько образован, что не совсем понятно, как он может общаться с окружающей его гнилью.