forex trading logo

Похожие новости

Главная История Духовный взлет Виридианы
Духовный взлет Виридианы
21.06.2015 20:53

a-s-116Духовный взлет Виридианы не удался, ее порыв разбивается о землю. Но еще прежде, метафорически предрекая нравственную гибель героини, кончает жизнь «иудиной» смертью повесившийся на дереве Дон Хайме.

Линия Дона Хайме — своеобразное, как бы «сдвинутое» отражение линии Виридианы. Однако в игре Рея нет ничего ни пародийного, ни гротескового, ничего обобщенно-условного. В одном из интервью по поводу «Виридианы» Бунюэль заметил, что в этом фильме нет ни одного предмета, который не был бы выхвачен из действительности. Слегка перефразировав эти слова, то же самое мог бы сказать о своем персонаже Фернандо Рей: образ Дона Хайме выстроен из жестко реалистических, жизненно достоверных деталей.

Сразу вслед за «Виридианой» Бунюэль собирался приступить в Испании к осуществлению давно выношенного замысла — экранизации романа Переса Гальдоса «Тристана», но разыгравшийся по поводу «богохульного» фильма скандал разделил две бунюэлевские роли Фернандо Рея десятилетним промежутком. Только в 1970 году на узких улочках Толедо, самого испанского из всех испанских городов, появилась импозантная фигура одетого в черное господина с седеющей бородкой. Рей играл в «Тристане» главную роль: опять идальго старого закала, только теперь не сельский, а давно пустивший по ветру свое состояние и живущий в городе; опять опекун молоденькой девушки (потом любовник, потом муж), опять недозволенная любовь стареющего человека...

После «Виридианы» актеру, сразу пошедшему «нарасхват» у режиссеров разных стран, поспешили налепить ярлык «влюбленного старика». Работы Рея бесспорно выходят за пределы подобного навязанного ему амплуа, слишком узкого для его актерской личности. А фабульно-сюжетное сходство и тематическое родство лишь оттеняют своеобразие ролей, сыгранных Реем в «Виридиане» и «Тристане».

Если в «Виридиане» Дон Хайме все-таки нес на себе печать психоаналитических тяготений Бунюэля, то в «Тристане» актеру удалось создать образ полнокровно реалистический, избавленный от фрейдистских реминисценций. Драматургический материал открывал возможность для психологического углубления и детализации, и Рей этой возможностью воспользовался — в пределах своей сдержанной манеры.

В отличие от «Виридианы», где Дон Хайме действовал лишь в первой половине фильма и на протяжении короткого отрезка времени, в «Тристане» актер получил возможность создать образ развивающийся, проходящий многозначительную эволюцию.