forex trading logo

Похожие новости

Главная История Фильм «Испытательный срок»
Фильм «Испытательный срок»
12.03.2015 20:59

a-smurfs-315В том же году, когда снимался фильм И. Хейфица, увидели свет повести П. Нилина «Испытательный срок» и «Жестокость».

Хотя фильмы по обеим повестям были созданы через несколько лет, тем не менее все это—части одной последовательности. Те течения, которые наметились в «Деле Румянцева», в еще большей степени пробились в «Жестокости». «Жестокость» была поставлена в кино замечательным режиссером Владимиром Скуйбиным.

И снова тот же вопрос: может быть, потому и хороша «Жестокость», может быть, потому-то она, и признана всесоюзным достижением, что никакого касательства к детективам не имеет? (Я, разумеется, оставляю в стороне соревнование авторских талантов, речь идет только о жанрово-структурных особенностях.) Но ведь когда мы говорим об этом виде искусства, то подразумеваем не только определенное сюжетное построение, но и столь же определенную тематику с обязательными ячейками: сотрудники угрозыска, преступники, собирание улик, выслеживание, различные операции с целью обезвредить.

Раскрыть человеку глаза на его действия, пробудить в нем голос совести — может быть, важнее, чем его наказать. Именно на этой основе строится фильм «Жестокость». (Для краткости будем говорить только об этом фильме, хотя много сходного можно сказать и об «Испытательном сроке»).

Почему же надо отрицать близость этой картины к детективному жанру? Не потому ли, что в основе ее лежит богатая нравственная идея — о долге, чести, совести, о том, что должно твориться в душе порядочного человека, если оказывается, что он обманул чье-то доверие. Зрители неминуемо вовлечены в облагораживающий внутренний спор: прав или не прав комсомолец Венька Малышев, пустивший себе нулю в висок, ибо посчитал себя подлецом, хотя вины за ним не было. Он, Венька, сумел переагитировать сбитого с толку мужика, пошедшего в бандиты, Лазаря Баукина (в превосходном исполнении Б. Андреева), сумел разбудить в его лохматой голове понимание не только бесперспективности, но и противоестественности борьбы с Советской властью. Он даже убедил Баукина оказать содействие в поимке действительно опаснейшего врага — «императора всей тайги» белогвардейца Воронцова.

С таким трудом, с таким риском для жизни возведено здание доверия, которое не только перевернуло судьбу одного угрюмого крестьянина, но и могло бы резко убыстрить процесс перехода многих заскорузлых, недоверчивых душ на сторону революции. И это здание в момент оказалось разрушенным тупицей начальником; во имя ложно понимаемого авторитета милиции, авторитета властей начальник угрозыска присваивает себе честь поимки Воронцова, а Лазаря на глазах у всех вновь берет под стражу: чего с ним считаться-то, с бандюгой.

За спиной начальника стоит тень журналиста Якова Узелкова, Якуза — мерзавца, который сделал демагогию доходным занятием. Жаль, что характеристику этим двум для понимания смысла произведения персонажам приходится давать скорее но книге, нежели но фильму, потому что на экране они менее убедительны. Удивительно — удались положительные и не удались отрицательные персонажи, что, надо признать, и вправду нетипично для детектива. В исполнении Н. Крючкова начальник угрозыска выглядит всего лишь карьеристом, погнавшимся за премиальными, тогда как в повести Нилина действовал этот персонаж гораздо основательнее, из «идейных» соображений: совершив подлость, он пребывает в самодовольном расположении духа, разглагольствует о высших революционных интересах, по сравнению с которыми судьба никчемного лесовика не должна никого тревожить, — все та же философийка ничтожности отдельного человека.