forex trading logo

Похожие новости

Главная История Фильм «Калоян»
Фильм «Калоян»
21.06.2015 16:53

a-s-97В 1966 году, после окончания института, Цветана Манева вернулась в свой родной город Пловдив и вошла в труппу старейшего театрального коллектива Болгарии — Драматического театра имени Н. О. Массалитинова.

Первая роль в театре — принцесса Эболи в «Дон Карлосе» — обернулась неуспехом. Критики писали, что в Маневой есть что-то «антиклассическое». Казалось бы, последующие удачи актрисы в современном репертуаре подтверждали их Правоту. Ее молодые героини отличались самостоятельностью, пытливой мыслью и особой тревогой, которая жила в их душах. Это Сима в спектакле «В дорогу» по Розову, Женя в Спектакле «А зори здесь тихие... » по Васильеву и Сорванец в «Вестсайдской истории».

В последнем спектакле трагического накала достигает ее социальный протест, гневное обвинение капиталистическому обществу преступления и насилия. Тревожно зазвучала здесь тема отчуждения. Болгарский критик Атанас Бояджиев открывает «что-то фанатическое в ее стремлении превозмочь внешнюю видимость и прикоснуться к Современным тайнам». Он защищает ее от обвинений в прямоте, агрессивности и нарушении «хорошего тона», объясняя право художника на откровенность чувств, наступательность в борьбе за судьбы молодого поколения. Тему протеста Манева развивает в образе Полли в «Трехгрошовой опере» Брехта.

Позже тема нравственного протеста зазвучала у Маневой в классическом репертуаре. И здесь вдруг обнаружилось, что классика не только не противопоказана актрисе, но она способна открыть в ней то, что связывает прошлое с сегодняшним днем.

Так возникает ее Селимена в «Мизантропе» Мольера. «Классические очертания образа, — пишет Атанас Бояджиев, — не помешали Маневой пронести тему нравственного протеста остро и темпераментно. То, что в дебюте Маневой семь или восемь лет назад было не понято или не принято, здесь выявилось с большой силой, и каждый, кто был скептически настроен в прошлом и твердил, что в Маневой есть нечто «антиклассическое», мог увериться в обратном... Когда Манева играет в классике, мы теряем чувство удаленности ее героини, потому что актриса умеет влить в образ кровь своего сердца... Бесхитростной становится актерская техника Маневой, когда она прикасается к человеческой судьбе, к горю и страданию. Стихия темперамента и физическая гибкость — это две особенности, которые также характеризуют богатое дарование Маневой».

А позже появилась ибсеновская Нора, которая стала большим событием в жизни актрисы. Режиссер Любен Гройс, тонко чувствующий особенности дарования Маневой, развивающий ее способность к аналитичности и философской углубленности, поставил ряд классических спектаклей с ее участием. Сама актриса неизменно подчеркивает значение, какое имеет Гройс в ее становлении: «Самые большие успехи в моей театральной жизни связаны с Любеном Гройсом. Каждая новая работа с ним это встреча с необычной и интересной режиссурой».

Постановки Гройса всегда вызывают полемику. В его постановках классика звучит необыкновенно современно, отвечая самым жгучим проблемам времени.