forex trading logo

Похожие новости

Главная История Фильм о войне
Фильм о войне
02.05.2015 19:14

a-smurfs-724Мы увидели Яну Брейхову в картине «Высший принцип» (1960) — одном из наиболее значительных произведений современного чехословацкого кино.

Это фильм о войне, поставленный прекрасным режиссером Иржи Крейчиком по рассказу Яна Доды. Фильм мужественный, сдержанный и гневный. При внешней скромности, сюжетной и изобразительной, он обладает внутренней энергией, небезразличной пристальностью взгляда, точностью характеров.

Актрисе не грозила здесь опасность вызвать умиление. Трезвый стиль картины позволил обнаружить то, что в «Майских звездах» было прикрыто поэтической вуалью: обыкновенность, человеческую заурядность миловидной, юной, трогательно беззащитной героини. Именно это оказалось самым интересным в образе гимназистки Яны Скаловой.

Яна, единственная дочь влиятельного адвоката, влюблена (к ужасу буржуазных родителей) в своего одноклассника Ришанека, сына прачки. Юношу арестовывают фашисты, она пытается спасти его... На материале этой роли нетрудно было бы создать характер почти героический. А между тем артистка тонко показала ограниченность натуры искренней, чистой и, однако, неглубокой. Тихая женственность, мягкость, доброта, доверчивая, чуточку кокетливая слабость — все, чем мы любовались в «Майских звездах», сохранило свою привлекательность и здесь. Но вместе с тем нам дали ощутить микроскопический масштаб переживаний; позволили заметить инфантильность, несамостоятельность привязчивой и нежной девичьей души.

Яна поставлена в трагические обстоятельства. Гибнет ее любовь: Ришанека расстреливают немцы. Она испытывает тяжкое разочарование в отце, который оказался трусом. Ее горе неподдельно. Но мы видим его поправимость. Это не травма, это только горе, которое пройдет. В нем нет трагизма, оно маленькое — и не потому, что детское (в «Ивановом детстве» горе мальчика огромно и непоправимо). Дело в спасительной аморфности души, в эмоциональной бедности, предохраняющей от слома.

Шофер из фильма Фрица Ланга «Вы живете только один раз» (1937), испанский крестьянин Марко, защищавший свою землю от фашистов («Блокада» Уильяма Дитерле, 1938), герои картин «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Моя дорогая Клементина» (1946), каждый по-своему, искали правду и сражались за нее.