forex trading logo

Похожие новости

Главная История Фильм Сиднея Люмета
Фильм Сиднея Люмета
01.05.2015 12:16

a-smurfs-720Фильм Сиднея Люмета по сценарию Реджиналда Роуза «12 разгневанных мужчин» у нас хорошо помнят.

Он шел сравнительно недавно и произвел впечатление даже на тех, кто вообще-то предпочел бы настоящий детектив с лихо закрученной интригой и неизбежными ответами в конце: кто, как и почему совершил преступление.

«12 разгневанных мужчин» — детектив не настоящий. Здесь обстоятельства убийства, в сущности, не важны, хотя именно о них на протяжении двух часов говорят запертые в душной комнате присяжные. Важно другое — равнодушие, с которым люди, представляющие общество, готовы, в свою очередь, убить рекомендованную жертву. Важен автоматизм мышления, присущий большинству; удобное доверие к закону, избавляющее от ответственности и сомнений.

Речь прокурора, показания свидетелей усваиваются так же механически, как новая реклама зубной пасты. Усвоенное кажется бесспорным: все ясно, что же тут голову ломать. Думать самостоятельно почти никто и не пытается. Предпочитают жить спокойно. Недовольны, когда этот покой неведения и безмыслия кто-то пытается нарушить...

У фильма точное название. Он не о частном случае убийства и не о психологии преступника. Он о двенадцати обычных людях, выбранных из гущи населения. Если хотите, он и о том, что в свое время сделало возможными печи Майданека и бомбу Хиросимы.

Известный американский актер Генри Фонда был инициатором и одним из продюсеров постановки. Он же исполнил роль восьмого присяжного — единственного, сохранившего способность сомневаться в преимуществах автоматизма и сознавать свою ответственность за чью-то смерть.

В ходе картины выясняется, что человек, которого играет Фонда, архитектор. В конце мы узнаем его фамилию: Дэвис. Можно ее тут же забыть. Биографические сведения несущественны. Речь идет не о жизни, прожитой так или иначе, а о способе жить. О том, что позволяет в индивидуальном и неповторимом узнавать определенный тип характера, строй чувств, систему взглядов, разделяющих или сближающих людей. У Фонды умное, слегка усталое лицо, печальный взгляд и кроткая улыбка. Он деликатен, сдержан, хочется сказать, корректен. Спокойный тон, благожелательная сдержанность не нарочиты.

Актер играет человека доброго и проницательного, готового прийти на помощь каждому, в ком пробуждается желание быть честным. Ритм образа нетороплив и вдумчив, так же как вдумчиво и обстоятельно-неторопливо все течение картины. И в то же время это ритм неравнодушия. Ритм наступления, которое живая мысль ведет на упирающуюся пассивность.