forex trading logo

Похожие новости

Главная История Фильм «Трактир на пятницкой»
Фильм «Трактир на пятницкой»
12.03.2015 21:19

a-smurfs-318В конце 50-х и начале 60-х годов было поставлено еще несколько фильмов, относящихся к разбираемой теме, но они не оставили заметного следа в истории отечественного кинематографа.

Расцвет жанра начинается со второй половины 60-х годов и особенно в 70-е и продолжается по сей день. В отдельных кварталах, из-за не вполне ясных флюктуаций прокатной политики, уголовный детектив выдвигается даже на передний план. Вряд ли это оправдано. В художественно-эстетическом плане одновременное появление сходных картин работает против их творцов; однообразие и типовые просчеты проявляются особенно наглядно.

Кроме того, было бы неразумно не согласиться, что детективная тема заняла определенное место в советском кинематографе, но еще неразумнее предполагать, что она занимает или имеет шансы занять одно из ведущих направлений, хотя кто бы стал отрицать необходимость самого серьезного подхода к проблемам преступности.

Порой усиленно подчеркивается мысль: детективные фильмы, спектакли, книги призваны прежде всего помогать органам внутренних дел. Однако сводить их смысл к этой утилитарной задаче нельзя хотя бы потому, что подавляющее число «потребителей» ни с какими преступными элементами в своей жизни, к счастью, не сталкивается, а с милицией имеет контакты преимущественно при обмене паспортов, хотя совсем отбрасывать эту сторону дела тоже нельзя. Благодаря своей массовости, общедоступности детектив превратился в мощное идеологическое оружие, которое может сыграть позитивную роль только в одном случае, — если будет произведением искусства.

К острым ощущениям необходимо приложить острые художественные решения и острые размышления. Один из режиссеров, посвятивших себя приключенческому жанру, Г. Раппапорт сформулировал как-то эти требования в газете «Советская культура», по-моему, исчерпывающе: «Если... в фильме, помимо сюжетной интриги, есть... широкий жизненный фон..., плотность «второго плана», затрагиваются существенные проблемы повседневности, то от их широты и глубины будет зависеть художественный потолок ленты. Нет сомнения, что здесь таятся богатые возможности поднять уровень детективного фильма до критериев подлинного искусства».

Останется решить совсем маленький вопрос: как это сделать? Пока без доказательств сформулируем такой постулат: художественные задачи, стоящие перед детективом, невозможно решить только на уровне сюжета (фабулы, интриги и т. д.). Завлечение не слишком требовательных зрителей с помощью хорошо разработанных приемов, действующих главным образом на первую сигнальную систему, не делает особой чести кинематографу.