forex trading logo

Похожие новости

Главная История Иозеф Абрагам в роли Гашека
Иозеф Абрагам в роли Гашека
16.05.2015 15:39

a-smurfs-765Юрий Озеров искал новую форму, старался отойти от традиционного историко-биографического фильма. Он увидел образ Ярослава Гашека таким, каким он встает за страницами его замечательного романа «Бравый солдат Швейк».

И Иозеф Абрагам как нельзя лучше выполнил замысел постановщика. В остро комедийном и героическом фильме актер ни разу не отступает от жизненной достоверности, точно воссоздает образ умного, остроумного, веселого и внутренне сильного человека. Особенно ценно, что Абрагам показывает нам характер в движении, в становлении. Он тонко рисует сложный жизненный путь прославленного чешского сатирика. Вот он в молодые годы — несколько бесшабашный и легкомысленный. Затем австро-венгерская императорская армия, дух которой с такой силой высмеял и разоблачил Гашек, фронт, русский плен в далекой Сибири, революция, битвы гражданской войны. Мужание Ярослава Гашека как человека, развитие его писательского таланта удивительно точно переданы актером. Ему одинаково хорошо удается острый, иногда доходящий до гротеска, комедийный рисунок образа своего героя и глубина его психологической характеристики. И в динамичных сценах, когда на экране кипение страстей, и в эпизодах, когда мы просто следим за задумчивым взглядом актера, мы чувствуем и понимаем ход мысли писателя и борца Ярослава Гашека, поверившего в революцию.

Роль Гашека, несомненно, отшлифовала и развила талант Абрагама. И тут сбылась его главная мечта — сыграть молодого человека — своего современника. Молодой режиссер Яромил Иреш предлагает ему роль в фильме «Крик». Тут необходимо сказать, что несколько раньше итальянский режиссер Микеланджело Антониони поставил фильм под таким же названием. В нем рассказывается история любви двух людей. В картине звучат характерные для этого режиссера мотивы отчужденности и одиночества. Жизнь всячески бьет его героев, мешает их счастью и в конце концов доводит героя до самоубийства. Отчаянным криком героини заканчивается фильм. Антониони кричит о том, что нет выхода из сложностей современного мира.

Чехословацкие кинематографисты решили поспорить с итальянским художником и доказать, что в мире побеждает не смерть, а жизнь. В одном из эпизодов своего «Крика» Яромил Иреш полемизирует с примитивным пониманием фильма Антониони. Он показывает некоего критика, который объясняет все творчество итальянского режиссера «противоречиями капитализма». Нет, авторы чехословацкого «Крика» не удовлетворены таким объяснением. Они хотят вступить в спор с одним из виднейших представителей западного киноискусства по коренным философским проблемам бытия.

Итак, Яромил Иреш тоже рассказывает историю любви двух людей. Герой (Иозеф Абрагам) — мастер по ремонту телевизоров. Встреча с девушкой, первый поцелуй, свадьба, ожидание ребенка. Иозеф Абрагам своим исполнением этой роли как бы исследует все оттенки характера, поведения и даже самые сокровенные движения души своего героя. Он и его любимая живут в обществе. Режиссер, Абрагам, другие актеры убедительно показывают, что ищи не ищи, а не найдешь той безысходной отчужденности между людьми, о которой говорил Антониони. Всем образным строем, соотношением отдельных человеческих судеб и общества, несмотря на ряды крестов над могилами прошлой войны, не смотря на зловещие грибы взрывов водородных бомб, фильм доказывает — ничто не в силах остановить жизнь, прогресс, стремление к счастью. И крик новорожденного символизирует победу жизни.