forex trading logo

Похожие новости

Главная История Лучшие роли Питера О'Тула
Лучшие роли Питера О'Тула
21.06.2015 18:17

a-s-105Лучшие роли Питера О'Тула — исторические или классические: государь Генрих II в «Бекете» и в «Льве зимой», английский аристократ лорд Джим в одноименном фильме, Сервантес и Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Легендарный Робинзон Крузо в последней экранизации романа Дефо, называющейся «Человек по фамилии Пятница».

Если же О'Тулу удаются образы, приближенные к нашему времени, то это всегда персонажи каким-нибудь способом «остраненные»: возрастом ли, как в фильме «До свидания, мистер Чипс!», где О'Тул играет глубокого старика; безумием ли, как в фильмах «Ночь генералов» и «Правящий класс».
Роли О'Тула очень различны, и он в каждой перевоплощается до полной внешней неузнаваемости. И все-таки можно обнаружить нечто общее в его лучших ролях — не только в их стиле, заостренном, эксцентрическом, тяготеющем к трагическому гротеску, но и в тематических мотивах.
Впервые эти черты стиля и темы О'Тула ярко и отчетливо выразились в фильме «Бекет» — постановки пьесы Жана Ануя (1964), где зрители встретились с растерянными, грустными глазами актера, увидели его скорбно изломанные брови.

Король Генрих II по-серьезному несчастен. Он никем не обожаем, а сам мучительно любит только единственного человека на земле — саксонца Тимана Бекета, своего подчиненного и друга.

Но дружба кончилась, и отнюдь не полюбовница тому причиной. Король назначает Бекета архиепископом, главой церкви, и совершает непоправимую ошибку. Бекет не будет больше его другом. Архиепископ вступит в борьбу с королем, защищая интересы церкви. Бекет Ричарда Бартона — человек цельный, прямой, неподкупно честный. В отличие от него, Генрих О'Тула капризен, взбалмошен, неуравновешен. Он несправедлив и часто жесток к своим подданным. Он является виновником гибели Бекета. Терзаемый любовью к нему и его неблагодарностью («Негодяй, он кушал мой хлеб! Я выдернул его из ничтожества! Я так любил его!»), король фактически наталкивает своих баронов на мысль убить архиепископа («Пока он живой, я никогда ничего не сумею! Неужели никто не освободит меня от этого священника, который меня ненавидит и оскорбляет!»). И бароны убивают Бекета в кафедральном соборе.

Но почему-то жалко не Бекета, а Генриха. Бартон изображает архиепископа равнодушным, сухим, хотя и честным служителем церкви, послушным исполнителем ее законов (как раньше он был послушным вассалом короля) — не больше. Он никогда никого не любил, в его сердце нет человеческих чувств. О'Тул продол жил в этом образе проблему, начатую в постановке «Ваал», — тему саморазрушения персоны.