forex trading logo

Похожие новости

Главная История Маленькая хрупкая женщина
Маленькая хрупкая женщина
21.06.2015 17:14

a-s-99Главная тема фильма «Последнее слово» сосредоточена в образе Учительницы, которая не поджигала снопов, не взрывала поездов, не убивала, а только учила детей.

Но именно она в глазах полицейских представляла наибольшую опасность. Цветане Маневой удалось этот образ-символ наполнить таким богатством жизненного содержания, которое помогает установить незримые, но необычайно сильные связи прошлого и настоящего.

Картина начинается сценой родов. В камере смертников у Учительницы рождается ребенок. Актриса в этой сцене откровенна и чиста, как само материнство. Ее глаза, полные страха, боли, страдания и слез, вдруг засветились счастьем. Радость материнства, которая в стенах тюремной камеры отдает щемящим чувством, Манева проносит через всю картину. Мы готовы принять вместе с Учительницей решение о компромиссе во имя спасения ребенка. Но тут всплывают в памяти Учительницы те дети, в которых она вселяла знания, свободолюбие, твердость и мужество. В этой сцене-воспоминании ее ученики убежденно повторяют слова Жанны д'Арк, Антигоны, Левского — героев, для которых смерть оказалась менее страшна, чем нравственный компромисс.

Затем происходит реальная встреча с заключенными в тюрьму учениками. Ведут по тюремным коридорам худенькую, молодую, похожую на студентку Учительницу. Она идет робко, несмело. В глазах актрисы мы читаем растерянность. Но вот последняя решетка, а за нею — ученики. Увидев их, Учительница как бы обретает опору. Она хочет понять, что живет в их душах из посеянного ею. Она уже не может отступить, отнять у детей веру.

Молчание объединяет учеников и Учительницу. Эту сцену актриса играет с предельным драматическим накалом и удивительно сдержанно. Ни одного жеста, почти неподвижное лицо, и только как бы вопрошающие, а потом потеплевшие глаза, освещающие лицо героини внутренним светом.

Маленькая хрупкая женщина побеждает. Ее вера остается ученикам. Вера будет жить, как будет жить ребенок, которого кормит Учительница перед смертью — это ее последнее желание, «последнее слово». Ночь. Тюремный двор. Виселица. А под нею мать, кормящая ребенка. Кадр, напоминающий изображение мадонны с младенцем. Героиня Маневой земная, и в то же время что-то вечное есть в этом портрете.

«Меня всегда занимал вопрос, — говорит актриса, — как рождаются герои, и именно в этом фильме я должна была дать ответ на этот вопрос. Идея и вера, которую человек носит в себе, — вот что делает обыкновенных людей героями».