forex trading logo

Похожие новости

Главная История Наблюдательность во время просмотра фильма
Наблюдательность во время просмотра фильма
15.03.2015 10:46

a-smurfs-334Будь девушки понаблюдательнее, они заметили бы, что влюбляться в капитанов особо не за что: они пустоваты и по-человечески неинтересны. Трудно выстроить характер только на производственной деятельности, пусть даже и на такой небудничной.

Кинематографист оказывается в тисках жанра: отойти в сторону и показать человека в иных проявлениях нельзя, хотя такие попытки и делались.

Говорят, что герой приключенческого фильма должен проявить характер через действие, хотя эта формула требует уточнения — «и через свое отношение к действию». Но действия у капитанов в общем-то одинаковы — выезд на место события, осмотр, допрос, погоня.

Не столько умением пускать в ход приемы каратэ, сколько умом должны бы привлекать нас эти персонажи. Разные люди по-разному поведут один и тот же допрос — вот ведь в чем вся штука, но изображение на экране интеллекта — одна из труднопокоримых киновершин. К сожалению, в большинстве случаев, мне кажется, эти трудности просто не осознаются, наоборот, бытует мнение, что детектив сделать — пара пустяков, — любой справится, надо только покрепче жать на акселератор милицейской «Волги». И выходит фильм за фильмом, где перед зрителем мелькают молодые, спортивные, культурные ребята, одинаковые, как фанерные силуэты; через некоторое время зритель в лучшем случае сможет вспомнить только актера, сыгравшего очередного капитана, особенно если актеры хорошие, а мы встретим среди них П. Свердлина, А. Борисова, Ю. Соломина, Б. Занденберга, В. Кикабидзе, В. Павлова, О. Жакова, Г. Цилинского, В. Ланового и многих других.

Однако пора попробовать найти фильмы, в которых была бы сделана попытка преодолеть эти, казалось бы, неразрешимые противоречия. Начнем с картины, вынесшей в название слово, которое мы сейчас все время повторяем, хотя и в несколько ином значении. Я имею в виду «Деревенский детектив» («Мосфильм», 1968, сценарий В. Липатова и И. Мазурук, режиссер И. Лукинский), созданный по одноименной книге Виля Липатова. Когда речь заходит об экранизациях, сравнение с прозаическим первоисточником обычно заканчивается не в пользу кино. Одно экранизация выбросила, другое упростила, третье обеднила. Но можно взглянуть и с другой точки зрения: а так ли уж плохо, если у актера, воплощающего какой-нибудь литературный образ, есть в запасе солидный кусок айсберга, если актер заведомо знает о своем герое больше, чем имеет возможность рассказать с экрана? Известно, что хорошие актеры придумывают своему персонажу биографию, судьбу, могут себе представить, как он поведет себя в ситуациях и не предусмотренных сценарием.

А здесь и придумывать не надо — придумал писатель. Несомненно, что такая обставленность поможет обогатить характер, сделать его более стереоскопичным. Именно так и получилось с образом Анискина, участкового милиционера из сибирского села, в исполнении Михаила Жарова. Не думаю, что В. Липатов, создавая свой цикл рассказов и повестей об Анискине, имел в виду последующую экранизацию и именно Жарова в главной роли, но, как бы то ни было, возникло то идеальное совпадение, когда между артистом и образом нельзя, кажется, просунуть даже листочка бумаги. Словно и вправду этот человек всю свою жизнь прожил в деревне, где служит Анискин в невысоком милицейском чине.