forex trading logo

Похожие новости

Главная Личности Оператор Рудольф Ватинян
Оператор Рудольф Ватинян
18.01.2015 12:39

a-smurfs-149В 80-е годы у Ватиняна происходит резкая смена палитры. Возможно, утолив жажду цвета или не желая повторять себя, Ватинян раздвигает рамки творческих решений, и цвет начинает использоваться в сложных комбинациях, тяготеющих к монохромности.

Это своеобразное обращение к чёрно-белому кинематографу с применением цвета. Оператор тщательно отбирает натуру, активно работает с художником в выборе цветового режима в павильоне, интерьере, костюме. В фильмах «Песнь прошедших дней» и «Танго нашего детства» режиссёра Альберта Мкртчяна, где действие разворачивается в старом Ленинакане с его характерным, глубоко специфическим колоритом, дома и целые улицы, ремесленники, мастеровые в традиционных чёрных одеждах — всё как бы взывает к строгой монохромности. Эти натурные качества Ватинян углубляет и разрабатывает.

Мы видим на экране длинные проходы, когда камера ныряет в сумрак подворотни, где цвет проработан еле- еле, на грани технически допустимых возможностей. Видим глубинные мизансцены с минимальными источниками освещения, яркие цветовые мазки используются на дальнем плане, чтобы лучше оттенить строгость и аскетичность первоплановых деталей. Когда действие разворачивается в павильоне или интерьере, мы видим героев чаще всего на тёмных фонах — это старинная мебель, дверной проём или иная подобная монохромная деталь.

В совершенно ином цветовом видении предстаёт перед нами Армения в работах Гагика Авакяна. Можно сказать, что в своих интерпретациях он отталкивается не от сочных, ярких красок армянской живописи, а от традиций национального мелоса — глубоко лиричного, сдержанного, избегающего открытого выражения чувств. Мягкость тонов, лёгкая дымка, своеобразная, словно овеянная задумчивостью цветовая палитра — всё это придаёт его фильмам свой узнаваемый авторский почерк. В природе цвета его интересуют не столько живописные, пластические особенности, сколько заложенные в нём настроения, психологические оттенки. Отсюда и специфика его технических решений — широкое использование мягкорисующей оптики, экспонирование по тени, наполняющее кадр световой аурой, контровой свет.

Одна из лучших работ Авакяна — фильм «Хозяин» режиссёра Баграта Оганесяна. Осенние пейзажи, словно обрисованные сепией, тёмные силуэты обнажившихся деревьев на фоне белого снега — здесь также в пределах цветового изображения мы видим рефлексии чёрно-белого кинематографа.

Авакян точно создаёт мельчайшие нюансы в передаче настроений, эмоциональную атмосферу, которую несёт колорит его кадра, служит точному раскрытию внутреннего состояния героев. Ностальгическая атмосфера умирающей, отходящей осенней природы точно соответствует драме главного героя фильма, переживающего осень своих дней, ведущего в одиночку борьбу с равнодушием и цинизмом своих односельчан.

В творчестве Георгия Айрапетова, также одного из представителей этой «новой операторской волны», есть владение яркой, сочной палитрой, как, например, в фильме «Концерт для деда Воскана» с его театрализованными световыми приёмами, острыми ракурсами, подчёркивающими эмоциональность танца: и стремление к монохромности, когда в основном используется один белый цвет в фильмах «Снег в трауре» (1978), «Схватка», «Подснежники и эдельвейсы» (1981) и т.д. Здесь драматичность действия подчёркивается применением искажающей перспективу широкоугольной оптики, выбором композиции с подчёркнутым дальним планом, резкими акцентированными наездами трансфокатора, позволяющего сосредоточить внимание зрителя на психологической дуэли главных героев фильма.