forex trading logo

Похожие новости

Главная История Полнолуния от Карена Шахнозарова
Полнолуния от Карена Шахнозарова
04.03.2016 13:38

awr-659Ретроспективный и жалостливый взгляд: Карен Шахназаров снял новый фильм о новой России. В рамках объявленной «Мосфильмом» акции «Пойдём в кино!» на российские экраны выходит лента Карена Шахназарова «День полнолуния».

В отличие от двух недавних мосфильмовских премьер - трагикомедии Николая Досталя «Полицейские и воры» и сентиментальной комедии Аллы Суриковой «Дети понедельника», - фильм автора нашумевшего «Курьера» с трудом поддаётся жанровым определениям. После коммерчески успешной мелодрамы «Американская дочь» Шахназаров снял картину, эстетика которой близка к канонам европейского авторского кинематографа.

Номер на стекле автобуса виден отчётливо: 9 - деталь, вырезанная ножницами невидимого монтажёра из хаоса повседневности, эпиграф к короткой «love story». Девушка садится в автобус. Стройные ноги, короткая юбка, светлые шелковистые волосы - студентка МГУ, мечта первокурсника. Крупный план - лицо с красивыми смеющимися глазами. Жёлтый обшарпанный ЛИАЗ выруливает на проспект и тормозит у светофора. Под боком автобуса пристроилась «девятка»; на заднем сиденье - симпатичный парень. Случайная встреча; солнечный июльский полдень, игра света, немой диалог, тень улыбки.

Через минуту девушка, возможно, забудет это бледное лицо, ищущий сочувствия растерянный взгляд. «Девятка» уносится вдаль по проспекту, чтобы в следующий момент остановиться у платформы пригородной электрички. Сидящие в машине заметно нервничают: приехали первыми, надо подождать. Ждут недолго - из-за поворота вылетает разбитый микроавтобус; на полном ходу открываются двери; две длинные автоматные очереди прочерчивают белый корпус «девятки». Взгляд скользит по окровавленному запрокинутому лицу парня на заднем сиденье.

В «Дне полнолуния» огромное количество персонажей - больше восьмидесяти. И почти все они возникают на экране подобно пейзажам в окне скорого поезда - две- три минуты, и новое лицо навсегда исчезает из кадра. Камера поочередно фиксирует любовь и смерть, лирическую сценку и бытовой анекдот. Это похоже на игру в паззл, где каждый фрагмент не имеет значения сам по себе, но, складываясь с соседними, принимает участие в создании целой картины. В какой-то момент игры становится ясно, что, перемешивая лирику и жестокость, поэзию и правду, демиург-режиссёр склеивает из осколков предметного мира мозаику, цель которой - донести до зрителя, в сущности, очень простую идею: в жизни всё взаимозависимо, в череде по видимости случайных событий и явлений есть закономерность и смысл.

А потому девочка-подросток, танцующая в пустой квартире в далёком ночном Владивостоке, неуловимо связана с московским следователем, допрашивающим преступника; летящий в самолёте - с умирающим на забытом степном полустанке; «девушка по вызову» - с таинственной княжной Ольшанской, похороненной в древней монастырской часовне. Сквозь стремление показать жизнь «такой, как она есть», просвечивает логика архаического и поэтического мышления, угадывающего в раздробленном мире недоступные обыденному восприятию причинно-следственные связи.