forex trading logo

Похожие новости

Главная История Послужной список Анискина
Послужной список Анискина
15.03.2015 10:58

a-smurfs-335В славном послужном списке М. Жарова образ Анискина занимает далеко не последнее место. Теперь кажется, что его по-другому и сыграть нельзя. Жаровский Анискин — весьма своеобразная личность, его не забудешь, как других капитанов, не перепутаешь ни с кем.

Вот он идет по деревне, в которой живет безвыездно (только на войну отлучился), немолодой, полный человек, с которым уважительно здороваются все встречные. Несмотря на внешнюю простоватость, не особо высшее, надо полагать, образование, просторечный говор, он ведет розыскные дела самым плодотворным способом, лучше которого ничего нельзя придумать, даже вооружаясь сверхсовременной техникой.

Именно благодаря этому методу достигли успехов все выдающиеся сыщики мира, и прежде всего прославленный комиссар Мегрэ, которого очень многое сближает со скромным приобским милиционером. Смешно предполагать, что писатель хоть в какой-то степени шел за Ж. Сименоном. К сходным — не будем, конечно, преувеличивать сходства — результатам привели сходные посылки. В природе подобное явление называется конвергенцией. Наш деревенский Мегрэ так же близок к народу, как и его парижский коллега. Здесь, в селении, Анискин знает всех и каждого, он прекрасно разбирается в психологии односельчан, чему способствует не только его огромный жизненный опыт, но и душевная расположенность к людям. Может быть, знакомясь с Анискиным, мы особенно ясно понимаем, что определяющим свойством любого работника юстиции — милиции, следствия, прокуратуры — должна быть доброта. Конечно, наступательная, конечно, гражданская, но доброта. Беспощадность к преступникам, к нарушителям закона должна основываться только на доброте, на искренней любви к людям.

Трудно представить себе, сколько зла, сколько аморализма может принести в мир работник правосудия, чьи действия определяются черствостью, властолюбием, жестокостью; вред может быть большим, чем тот, который наносит преследуемый им преступник. Конечно, в общем виде доброта, порядочность, чувство справедливости присущи всем положительным героям уголовного цикла в советском кинематографе, но лишь немногие из них вызывают у нас чувство полного доверия, убежденности, что в затруднительной ситуации с этим человеком можно будет поговорить по душам. Анискин из их числа. Но чтобы проникнуть в сердца других, расположить к себе собеседников, вызвать их на откровенность, надо самому быть незаурядным человеком. Основные черты характера были намечены в книге. М. Жаров «овеществил» и укрупнил их.

Для экранизации была выбрана повесть, в которой Анискин расследует совсем незначительное преступление, даже не преступление — проступок, — ведь ясно, что клубный аккордеон взят не из корыстных побуждений—только озорство. Но ведь не в аккордеоне дело, дело в том, что за этой кражей кроется что-то очень существенное, — необъяснимые вывихи в мировоззрении молодых людей, неустроенность личных судеб, в которые Аннскину очень хочется вмешаться и помочь. И, случается, он помогает. Не вопреки тому, что он милиционер, а потому, что он хороший милиционер. Вот это и есть серьезная мысль в детективной обертке, за которую надо ратовать, н даже если держаться мнения, что интрига «Деревенского детектива» слишком ослаблена, и поэтому ее нельзя считать воистину детективной, то ничто не мешает нам вообразить тот же образ, заключенный уже в полностью детективные обстоятельства. В книге В. Липатова, кстати, есть повесть, в которой Анискину приходится расследовать самое натуральное убийство. Ища похитителей аккордеона или убийцу охотника Анискин остается Анискиным, но неужели изменяется жанр оттого, что злоумышленники «использовали» иную статью УК.