forex trading logo

Похожие новости

Главная История Презрение и ненависть
Презрение и ненависть
17.03.2015 16:18

a-smurfs-354Иногда, как мы видели, заблудшего можно даже пожалеть. Неприемлем только, так сказать, нейтральный подход. В фильме того же режиссера, снятого по сценарию С. Александрова «Прощальная гастроль «Артиста» («Мосфильм», 1980), львиная доля времени отдана матерому налетчику «Артисту», на наших глазах изобретательно бежавшему из заключения.

Зачем нам его разглядывать так долго и так подробно — вор и вор, далее этой констатации авторы фильма не идут. Мой упрек, может быть, не относится к актеру-дебютанту С. Пижелю,— его персонаж позволяет следить за тем, как развертывается фабула, но при этом не углубляется характер. Разобравшись в расстановке сил, мы можем точно предугадать, что в следующем эпизоде скажет и сделает персонаж, а сам он становится малоинтересным, в нем нет никакой тайны. Но раз так, то роль может быть только подсобной.

В финале фильма выясняется, что за кулисами экранных событий велась операция по вылавливанию уголовников, и один из участников шайки, задумавший ограбление «газика», везущего деньги из банка, — сотрудник угрозыска. Вербуя его себе в сообщники, матерые головорезы внезапно превращаются в доверчивых мальчиков, они упорно не желают замечать, с какой охотой намеченная жертва устремилась в их силки.

В фильме неясным представляется и отношение этого сотрудника к парикмахерше Кате. Похоже, что он повел себя с девушкой не слишком порядочно, используя ее любовь в служебных целях. А может быть, авторы решили показать действительный роман между лейтенантом милиции и смазливой кралей «Артиста»? Вряд ли. В жизни, конечно, чего только не бывает, но демонстрация знойных страстей требует совсем иных жанровых и психологических установок.

Вспомним еще раз «Два билета на дневной сеанс». Если бы Алешин, тоже притворяющийся уголовником, не вступился — даже с риском быть разоблаченным — за избиваемую на его глазах Инку-эстонку, его моральный авторитет немедленно бы рухнул.

Такой же, как в «Прощальная гастроль «Артиста», ход — засылка в банду агента, которого не знают зрители, — мы видели и в «Трактире на Пятницкой». Но там найдена нужная мера: герой и не раскрывает свое инкогнито, и не порочит себя предосудительными действиями, которые впоследствии мы не сможем понять и оправдать. Словом, в «Прощальная гастроль «Артиста» мы находим все то же принесение психологической правды на алтарь занимательности.