forex trading logo

Похожие новости

Главная История Шедевр Бунюэля
Шедевр Бунюэля
21.06.2015 20:51

a-s-115В классически строгом, прозрачном и жестком шедевре Бунюэля все подчинено выражению главной идеи.

И в образе Дона Хайме ясно читается основная тема «Виридианы» и важнейшая тема всего бунюэлевского творчества — догматической веры, мертвенных и мертвящих идеалов. Невротические комплексы сами по себе мало занимают актера. Рей изображает личность, изъеденную коррозией ложных представлений, слабого человека, который не может победить завладевших его душой идолов и потому гибнет.

Удивительно похожая на жену Дона Хайме, Виридиана уступает настояниям надеть подвенечный наряд покойной. Несколько капель снотворного превращают ее в безжизненную статую — и вот девушка в белом платье, укутанная фатой, лежит на столе: материализованное воспоминание, замена и подмена прошлого. Жесты Дона Хайме точны, как безошибочны шаги лунатика, но спит не все его сознание. Актер передает внезапность перехода от подсознательных слепых состояний к ужасу, стыду, раскаянию.

В сцене несостоявшегося насилия и следующем за ней объяснении с Виридианой, когда промучившийся всю ночь страшными мыслями Дон Хайме уговаривает Виридиану остаться, выйти за него замуж, проявляются и глубина драматического дарования Рея, и особенности его «графического» стиля.

Рей передает тут чрезвычайно широкий диапазон чувств: муки пробудившейся совести, не преодоленную страсть, отвращение Дона Хайме к себе, страх, что Виридиана его возненавидит. Актер избегает детализации, психологические движения предстают в свернутом виде: несколько лаконичных штрихов, бегло очерченный общий контур. Сразу как-то постаревший, «осевший», Дон Хайме опускается в кресло, его всегда слегка склоненная голова клонится еще ниже, еще тише и просительнее звучит голос, чуть более заметны дрожание рук и скованность поз.

В образности Бунюэля ощущается наследство его молодых сюрреалистических эскапад времен «Андалузского пса» и «Золотого века», режиссер любит объединять далекие, а иногда и вовсе несовместимые вещи, явления, понятия. Подобное использование алогичного характерно и для актерской манеры Рея, который, сближая психологические полярности, высекает неожиданный эмоциональный эффект.

Виридиана уехала, произошло то, чего так боялся Дон Хайме. Он погружен в последнее безнадежное отчаяние, в полное оцепенение — и вдруг на его лице появляется непонятно безмятежная, почти просветленная улыбка. В следующем эпизоде мы увидим его уже мертвым...