forex trading logo

Похожие новости

Главная История Сходный характер
Сходный характер
17.03.2015 16:30

a-smurfs-356Опять-таки, как условие творческой удачи, в центре стоит большая актерская работа. Сценарист не всегда дает Витаутасу Томкусу достаточный словесный или событийный материал, актеру порой приходится полагаться на собственные силы, чтобы показать, как тяжело вращаются в голове героя тяжелые жернова, тянущие его в противоположные стороны с первого кадра, где, как у Шукшина, показан герой, выходящий на свободу после очередной «отсидки».

Свобода-то свободой, а что с ней делать, как найти себя в нормальной жизни, как она вообще выглядит, нормальная жизнь. Зритель включен в процесс болезненных переживаний, а следовательно, выходит обогащенный новым нравственным опытом.

Сходный характер, но с другим оптимистическим финалом показан в картине «Алмазы для Марии» («Мосфильм», 1975, сценарий Ю. Скопа, постановка О. Бондарева, при участии [3. Чеботарева). «Мне тридцать семь лет, — говорит герой фильма, — из них пять я провел в заключении». Как и Вийтерс, он говорит это женщине, которую любит и от которой решает ничего не скрывать. Теперь он уважаемый член коллектива и даже совершает трудовой подвиг, о котором написано в газете, так что перед нами вроде бы личность, духовно выпрямившаяся и порвавшая с прошлым. Но одна — и крепкая — веревочка еще осталась не порванной. Как-то в заключении один из осужденных, спасаясь от погони, сунул Ивану мешочек с пятью бриллиантами, а тот вынес «камешки» на волю. Полагая, что «законный» владелец алмазов погиб, он воображает, что хоть и ворованные, но не им же, камни принесут ему в жизни удачу, особенно после того, как он встречается с работницей по имени Мария.

Но жив оказался «хозяин» и послал дружков потребовать свое добро. Иван, правда, не робкого десятка, но они угрожают расправиться с девушкой. А Мария ничего не замечает, она счастлива, и тем сильнее душевные муки Ивана, который остро чувствует свою ответственность за все содеянное, и за другого человека. Но, собственно, чего он колеблется, — ему бы вернуть «добро», чтоб оставили его в покое. Оставят — не оставят, не в этом дело. Он колеблется не столько потому, что хочет присвоить сокровище, а потому, что теперь иначе глядит на вещи и понимает, а может, скорее чувствует, что если он просто возвратит камни «владельцам», то окажется вновь втянутым в кровавую игру. Неправильным в его поступках было то, что он сразу не вернул драгоценности их настоящему хозяину — государству, и теперь расплачивается за свою ошибку. С помощью Марин Иван находит верное решение, но перед нами не та натура, которая способна пассивно отдать себя под защиту закона. Он считает, что полностью искупит свою вину перед людьми и перед Марией, только лично расправившись с преследователями.

Таким непростым, сильным и слабым одновременно и подал своего Ивана актер Владимир Гусев. И снова вспоминается «Калина красная». Возможно, что «Алмазы для Марии» засверкали бы ярче, если бы интенсивнее была исполнена центральная женская роль. Нина Попова была призвана сыграть русскую красавицу (Иван да Марья!), женщину уже кое-что повидавшую на своем веку, но сохранившую высокие моральные принципы, способность понять и простить другого человека. Однако свое задание актриса выполнила холодновато, внешне — недостает той душевности, которой отмечена роль Любы Байкаловой в исполнении Л. Федосеевой из «Калины красной».