forex trading logo

Похожие новости

Главная История Становление армянского кино
Становление армянского кино
11.01.2015 14:18

a-smurfs-78Пионеры армянского кино хорошо знали и широко использовали в своём творчестве быт, нравы, обычаи, литературу и искусство своего народа, многовековую театральную культуру, достижения русской советской кинематографии, особенно в создании историко-революционных фильмов.

Уже первый армянский художественный фильм А. Бек-Назарова «Намус» («Честь», 1926) представлял собой реалистическое и глубоко национальное произведение искусства.

Фильм рассказывает о трагической судьбе армянской девушки-затворницы Сусан и её возлюбленном Сейране. Соседи, портной Бархудар и горшечник Айрапет, после счастливого спасения во время землетрясения обручили своих малолетних детей, которые выросли и полюбили друг друга. Но согласно старому обычаю жених не имел права до свадьбы видеться с невестой. Влюблённые нарушили обычай, и их разлучили: Сусан выдали замуж за купца Рустама, Сейран нашёл забвенье в вине. Однажды в духане, случайно встретив Рустама, пьяный Сейран мстительно оговаривает Сусан. Протрезвев и осознав сказанное, он мчится за Рустамом. Но поздно — Сусан уже мертва. Сейран стреляет в себя и падает рядом с Сусан.

Некоторые сцены «Намуса» были решены натуралистично (сцена землетрясения), иные — гротескно (сцена свадьбы), однако ни то, ни другое не нарушало общей реалистической направленности фильма — напротив, расцветило ткань произведения, тем более что стилистическая окраска подобных эпизодов вытекала из логики самого повествования и — что самое главное — выражала целостное художественное видение мира.

Национальная типичность и колорит изображённых характеров (актёры Ованес Абе- лян, Рачия Нерсесян, Нина Манучарян, Асмик Акопян и другие) позволили преодолеть некоторую тенденциозность, схематичность замысла, мелодраматизм развязки, устарелость некоторых социальных типов, психологически глубоко и выразительно раскрыть конфликт между живым человеческим чувством и обычаем предков — адатом. Бек-Назаров обладал удивительной способностью «выхватить» из жизненного материала главные, наиболее яркие черты быта и национального характера. Ещё ярче характерные черты бек-назаровской режиссуры воплотились в «Зарэ» (1927).

Это — драматический рассказ о жизни курдов. Пастух Сайдо и красавица курдянка Зарэ любят друг друга. Однако Темур-бек пытается овладеть понравившейся ему Зарэ. Сначала он уговаривает пристава арестовать Сайдо, затем похищает Зарэ. Однако, не добившись её согласия стать его женой, подвергает Зарэ поруганию, обвинив её в потере девичьей чести. Сайдо удаётся бежать из-под ареста, спасти свою возлюбленную, а его младший брат убивает ненавистного Темур-бека. Вся прелесть фильма заключается в том, что в нём не только воссоздан реальный облик Востока, но и сотворён его подлинно поэтический образ.

«Зарэ» имеет не только этнографическую ценность. В нём впервые сделана попытка создать образ пробуждающегося представителя массы, ярко и правдиво изображены массовые сцены. Последний немой фильм Бек-Назарова «Дом на вулкане» (1929) посвящён революционной борьбе и классовой солидарности многонационального Закавказья. Действие фильма происходит в 1905 году. Нефтепромышленник Гукасов вопреки заключению технической комиссии, не считаясь с возможной опасностью газового взрыва, решает воздвигнуть жилой дом для рабочих на дёшево приобретённой земле. Дом построен. Семьи рабочих принудительно вселяют в дом. Вскоре в результате извержений газов возникает пожар, жертвами которого становятся многие жильцы этого дома. Рабочие на это отвечают забастовкой. Похороны погибших превращаются в мощную демонстрацию против эксплуататоров и царского режима.