forex trading logo

Похожие новости

Главная История Творчество Александра Ширванзаде
Творчество Александра Ширванзаде
11.01.2015 15:13

a-smurfs-85Творчество Александра Ширванзаде — одна из вершин критического реализма в армянской литературе; почётное место в наследии писателя занимает роман «Намус». Успех первого армянского игрового фильма, поставленного по этому произведению в середине 20-х годов, во многом был обеспечен художественными достоинствами романа.

Большое значение имело и то, что к исполнению ролей в фильме постановщик Амо Бек-Назаров привлёк лучших армянских актёров, не раз игравших эти роли на сцене (на основе своего романа Ширванзаде написал и пьесу, которая пользовалась большой популярностью, став непременной в репертуаре армянских театральных групп). Однако, перенеся на экран роман «Намус», Бек-Назаров, художник, вооружённый более передовым, чем писатель, революционным мировоззрением, сделал шаг вперёд в постижении действительности, изображённой Ширванзаде.

Весь фильм пронизывала ирония — то, чего не было в романе. Режиссёр внёс в киноповествование и отсутствовавшие в романе сатирические краски. Вместе с тем фильм полемизировал и с некоторыми штампами, сложившимися в сценической интерпретации этого произведения, хотя чисто театральные традиции актёрского исполнения в фильме давали о себе знать. Бек-Назаров, сам в прошлом киноактёр, был страстным приверженцем актёрского искусства. 

перейтиБлизко познакомившись в Ереване с Первым гостеатром, Бек-Назаров становится горячим поклонником искусства его актёров, новаторских устремлений его режиссуры. В первом гостеатре были сосредоточены актёры разного поколения, наиболее чуткие к требованиям реалистического, ансамблевого, «режиссёрского» сценического искусства, свободные от актёрского индивидуализма, премьерства, штампов дореволюционного армянского театра, актёры, стремившиеся, а главное, способные строить и развивать новый, передовой театр.

Приступая к постановке, Бек-Назаров испытывал беспокойство: сумеют ли талантливые мастера армянской сцены стать и хорошими киноактёрами, сможет ли он, режиссёр, помочь им в этом. В целом эта задача была решена в фильме успешно, а в некоторых случаях — блистательно.

Так, Грачия Нерсесян, восприняв у режиссёра технические навыки поведения перед кинокамерой, в роли Рустама привнёс в фильм свой огромный темперамент, силу и глубину страсти, неповторимую творческую, человеческую индивидуальность, наконец, масштабность своей личности. Его талантливость, новизна подхода к роли, принята им иная, необычная точка отсчёта, неординарность личности исполнителя, укрупнившая личность героя, в значительной мере определили идейно-художественную ценность фильма. Конечно, своей реальностью фильм был обязан и искусству других актёров, чьи яркая индивидуальность, а не сюжетные функции персонажей, не пропорции в них положительного и отрицательного имеют решающее значение.