forex trading logo

Похожие новости

Главная История Восьмидесятые годы
Восьмидесятые годы
18.01.2015 14:05

a-smurfs-158Восьмидесятые годы — пока не из самых радостных для армянских документалистов, хотя различных дипломов, призов и премий, в том числе и международных фестивалей, было за это время достаточно.

Но ЕСХДФ потеряла самостоятельность: в связи с перебазированием «Арменфильма» на новую студию документалисты тоже обрели новые стены, только уже в качестве творческого объединения хроникально-документальных фильмов. Сейчас объединение выпускает в год двенадцать номеров журнала «Советакан Айастан», киноальманах «Родина», восемнадцать документальных фильмов, в том числе научно-популярный и несколько заказных.

Работы много, и есть кому работать. В полную силу работает уже остепенившаяся молодёжь 60-х и начала 70-х годов. К самостоятельной работе прорываются новые молодые: Д. Сафарян, Г. Степанян, Л. Мкртчян, Б. Овсепян, С. Петросян, А. Мнацаканян, А. Хачатрян. Но по-настоящему яркие работы, к сожалению, встречаются нечасто. Среди работ армянских документалистов много фильмов-портретов, не случайно на них останавливаются обычно пишущие об армянской документалистике. Чаще эти портреты статичные, в лучшем случае — информативные. Встречаются и поэтические зарисовки. Почти нет фильмов-исследований. В этом отношении интересен фильм Р. Геворкянца «Ожидание» (1984), из совсем недавних — «И каждый вечер после шести» А. Мкртчяна, при том, что он решён несколько прямолинейно. Обращает на себя внимание и спортивная дилогия молодого режиссёра А. Хачатряна — фильмы о Шаварше Карапетяне и Владимире Енгибаряне. Прекрасны зарисовки «Леса» Д. Сафаряна (оператор К. Экмекчян).

Документалист — профессия универсальная: некоторые талантливые операторы 60-х годов переквалифицировались и в добротных кинорежиссёров. Режиссёры А. Вауни и Р. Геворкянц даже совершили прорыв в игровое кино. Их фильмы ни в чём не уступают иным работам режиссёров игрового кинематографа. Но не более того. Почти одновременно А. Вауни снял два фильма — игровую «Мамашу Ануш» и документальную одночастевку, лирическую «Сказку о маленьком лебеде». Эта прекрасная сказка о девочке-балерине и запомнилась.

В стране после XXVII съезда КПСС и апрельского (1987 г.) Пленума началась перестройка, многое меняется, переосмысливается, складывается новое положение вещей, создаются новые условия. Как-то исподволь назревает новая конъюнктура, а документалистам легче стать невольниками конъюнктуры. Здесь точка возврата на круги своя, возврата, мотивированного самыми благородными намерениями. Йорис Ивенс назвал документальное кино совестью киноискусства. Совесть — это правда о себе, о своём деле, о мире. Любая неправда — безнравственна, даже во имя самых высоких целей.